навигатор

Мое творчество

nevozm_vozm«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ ВСТРЕЧАЕТСЯ РЕДКО»

Все мы знаем древнюю пословицу - «В здоровом теле - здоровый дух». Позвольте открыть вам небольшой секрет: это усеченный и потому совершенно неверный вариант известного выражения. Полный же, оригинальный вариант утверждает: «В здоровом теле здоровый дух встречается редко». Почему так?

Возможно потому, что нельзя, имея чуткое, ранимое сердце (читай - душу), не волноваться, не беспокоиться за своих родных и близких, не сопереживать, не страдать вместе с испытывающими боль или несчастья. А если душа страдает, то это неизменно отражается и на теле. И наоборот. Чем жестче, «толстокожее» сердце (душа), тем меньше проблем для тела. Не зря говорят: «чем бледнее душа, тем розовее щеки». Поэтому всем, у кого «тонкая» кожа на сердце, следует учиться защищать свое ранимое «я». Или, в крайнем случае, хотя бы даже и притвориться. Например, так, как это делал французский поэт Поль Скаррон.

«ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ»

Он родился в 1610 году в Париже. С молодости будущий поэт вел беспорядочную и разгульную жизнь. Это продолжалось до того момента, пока болезнь - прогрессивный хронический ревматизм - не превратила его в калеку. Казалось бы, все, жизнь закончена. Бывший повеса, светский лев, острослов, любитель вина, женщин, песен, приключений и прочих земных радостей, в один черный день был приговорен проводить все свое время - до конца своей жизни - в небольшой комнатушке, терпя страшную, непрекращающуюся боль в суставах. Многие бы на его месте превратились бы в несчастных, озлобленных пессимистов, обиженных на судьбу и на весь мир. Но Скаррон был не таков.

Последующие 20 лет своей недолгой жизни он был прикован к инвалидному креслу, однако при этом сумел сохранить свою прежнюю беззаботность и веселость. Скаррон принялся писать комические произведения, которые вскоре стали пользоваться огромной популярностью не только в светских салонах и при королевском дворе, но и у всей читающей Франции.

Но не это самое удивительное в истории поэта. Самое поразительное то, что, несмотря ни на какие трудности и боли, из его уст этого необычного человека никогда не вырвалось ни одной жалобы, никто так и не услышал от него ни одного слова отчаяния.

И уж совсем кажется невероятным следующий факт: в 1652 году инвалид Скаррон женился на 17-летней Франсуазе Д'обиньи, той самой красавице, которая после его смерти стала графиней де Ментенон, первой фавориткой и любовницей французского короля Людовика XIV.

После смерти поэта французский невролог Эдуард Бриссо, лечивший Скаррона, записал в своем дневнике: «Скаррон умер, и прекратилось его мученичество, которое, однако, до последней минуты не нарушало его веселости, что составляет единственный случай такого рода в истории медицины».

 

ОН ОБЩАЛСЯ С ДРУГИМИ ПРИ ПОМОЩИ ЕДВА ЗАМЕТНЫХ ДВИЖЕНИЙ ВЕК

Не менее впечатляющий пример - жизнь знаменитого психолога Милтона Эриксона. В девятнадцать лет этот человек заболел полиомиелитом, полностью потеряв способность не только двигаться, но и говорить. Врачи даже думали, что он впал в кому. В любом случае приговор был страшен: или скорая смерть, или, если повезет, долгие годы существования в состоянии «овоща». Если бы кто-то в этот момент сказал его родным или врачам, что через десять лет этот «овощ» станет знаменитым психотерапевтом и гипнотизером, всемирным авторитетом в области человеческой психологии, ему бы никто не поверил. Но так оно и случилось. Милтон Эриксон явил собой пример редкого мужества, приняв жестокий вызов судьбы и одержав блестящую победу в этом тяжелейшем поединке.

Однажды он обнаружил, что, если собрать все силы, то он вполне может немного двигать веками. Несколько недель спустя родные обратили внимание на то, что Милтон подает им глазами какие-то знаки. Еще через некоторое время они помогли Милтону разработать язык общения. Благодаря этому странному языку движения глаз и едва заметных движений век, Милтон смог попросить, чтобы его кресло передвинули к окну: теперь по утрам он мог наблюдать восход солнца. Это была первая его победа.

А дальше были тысячи, десятки тысяч больших и маленьких поражений. Но все они померкли и забылись на фоне одной, общей победы человеческой воли и настойчивости, благодаря которой Милтон Эриксон смог наконец вернуться к полноценной жизни. А оптимизм и неистощимая вера в успех позволили Милтону получить образование и стать знаменитым ученым и выдающимся психотерапевтом.

Рассказывают, что однажды один из учеников Эриксона пришел к нему в гости. За угощением хозяин дома показал гостю открытку, которую он недавно получил от своей дочери. На открытке был изображен маленький мышонок, герой мультфильма, стоящий на крошечной планете среди бескрайних просторов Вселенной. Внизу, под картинкой, была такая подпись: «Когда вы задумываетесь о том, насколько огромна, беспредельна и сложна Вселенная, не начинаете ли вы чувствовать себя маленьким и ничтожным мышонком?»

Эриксон перевернул открытку. На обороте открытки почерком Эриксона было написано: «Только не я!»

 

САМЫЙ ВЫДАЮЩИЙСЯ ПОСЛЕ НАПОЛЕОНА ЧЕЛОВЕК

Однажды кто-то из журналистов спросил у Марка Твена, кого он считает самыми выдающимися людьми ХIХ века. «Наполеона и Хелен Келлер», - не задумываясь, ответил писатель. Если имя Наполеона известно всем, то многие могут спросить: Хелен Келлер - кто это?

Это - знаменитая американская писательница и общественный деятель. Ее перу принадлежит около десятка книг философского, мемуарного и психологического характера. Это - образованнейшая женщина своего времени, знавшая немецкий, французский, латынь и греческий языки. Это - популярный лектор, она с большим успехом выступала с лекциями в США, Европе, Азии, Африке и Австралии. Но неужели только это сделало ее столь значительной в глазах Марка Твена? Нет, не только. Секрет подлинного величия Хелен Келлер заключается в том, что почти с самого рождения она была полностью лишена зрения, слуха и речи.

Судьба распорядилась так, что вскоре после рождения (это случилось, когда Хелен было всего лишь полтора года, а точнее - 19 месяцев), в результате лихорадки, она потеряла зрение и слух. Лечивший девочку врач посоветовал родителям обратиться за помощью к доктору Александру Беллу, много лет работавшему со слепыми. Но доктор Белл только подтвердил диагноз: девочка обречена жить во мраке и тишине до конца своих дней. Единственное, чем мог утешить плачущих родителей доктор, так это посоветовать, где им взять помощницу для их несчастного ребенка. Если бы доктор знал, каким важным в жизни Хелен Келлер окажется этот простой совет!

Вняв совету, в 1887 году родители взяли в гувернантки для дочери скромную молодую учительницу Анну Салливан. Когда-то в детстве Анна тоже перенесла слепоту, но ей посчастливилось выздороветь. Поэтому она хорошо понимала, каково это - жить, ничего не видя. Анна Салливан взяла на себя ответственность за воспитание и обучение слепой, глухой и немой девочки. Можно представить, какое непосильное бремя взвалила на свои плечи эта хрупкая, но мужественная молодая девушка: пробудить в погруженном в вечный мрак существе человеческую душу, зажечь в ней искру мысли - разве не покажется это любому здравомыслящему человеку «сизифовым трудом»? Или, в крайнем случае, работой для сказочного Геракла?

Именно благодаря героическому труду и терпению Анны Салливан, Хелен Келлер добилась столь потрясающих успехов. Точнее сказать, благодаря самоотверженному подвигу Анны, отказавшейся от личного счастья, от создания собственной семьи и посвятившей всю свою жизнь, всю энергию для реабилитации своей воспитанницы. Поистине это не меньший подвиг, а может быть, даже и больший, ибо он более жертвенный, а потому кажется еще более величественным.

 

ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ, ОНА ЗАСОВЫВАЛА ПАЛЬЦЫ В РОТ...

С первого же дня Анна стала обучать девочку буквам алфавита, используя язык рук для глухих - его когда-то изобрели испанские монахи, взяв обет молчания. Затем она давала девочке какой-нибудь предмет и тут же складывала на пальцах слово, обозначающее этот предмет. Наконец пришел первый успех: Хелен выучила почти 300 слов и могла уже составлять из них предложения. Радость родителей, которых Анна также научила языку глухих, была безмерна.

Еще через год Хелен научилась читать книги, которые печатались для слепых. Вскоре она научилась пользоваться печатной машинкой. Это было очень кстати, так как с помощью машинки она могла сообщить ближним то, что она хочет сказать. Пусть она и не могла прочитать то, что написала, это не имело значения, так как печатала она без ошибок. В 14 лет Хелен научилась плавать, кататься на пони и делать много других вещей, которые делают другие дети. И это - всего за семь лет каждодневных, почти двенадцатичасовых занятий!

Но не это было самое трудное. Хелен очень хотелось научиться говорить. Но как научить говорить глухонемого? И здесь Анна проявила не только мудрость, но и находчивость. Как-то родители Хелен рассказали Анне, что однажды, играя с другими детьми, Хелен стала засовывать пальцы в рот детям, чтобы почувствовать движения их губ и языка. Затем она стала засовывать пальцы себе в рот, шевелить языком и даже издавать какие-то звуки, пытаясь говорить. Но эти звуки напоминали больше мычание, которое издают некоторые животные. Анна решила использовать эту технику. Теперь в науке освоения человеческой речи ее собственные губы и язык стали играть роль наглядного пособия для пальцев своей ученицы.

Через два года упорных занятий Хелен начала членораздельно говорить, а еще через несколько лет повседневной практики Хелен выработала наконец чистый голос и внятную речь. Позднее Хелен начнет выступать перед большим количеством людей со своими лекциями. Любопытно, что многие люди будут приходить и приезжать с разных концов света, чтобы только услышать голос этой необыкновенной женщины. Ее лекции невероятно вдохновляли слушателей и дарили надежду на лучшее многим инвалидам.

В течение двух лет Хелен обучалась в школе для глухих, затем поступила в Кэмбриджскую школу для юных леди, а после успешно сдала экзамены при поступлении в Рэдклиффский Колледж. Все это время мисс Салливан с помощью языка для глухих объясняла ей все, что говорили учителя. В Колледже Хелен училась настолько хорошо, что считалась одной из лучших учениц. Один из профессоров, восхищенный ее умом и энергией, предложил ей написать автобиографию. По его мнению, такая книга могла бы воодушевить многих читателей. Хелен Келлер так и сделала. Она написала «Историю моей жизни» - жизнеутверждающую повесть о том, как молодая девушка смогла научиться жить счастливой и полноценной жизнью, несмотря ни на какие трудности.

 

«НИКТО НЕ ПОБЕЖДЕН, ПОКА НЕ ПРИЗНАЛ СЕБЯ ПОБЕЖДЕННЫМ»

«Многие люди заблуждаются по поводу того, что представляет собой настоящее счастье, - писала она в книге. - Счастье достигается не удовольствиями, а верностью достойному делу». То же самое могла бы, наверное, сказать и Анна Салливан. Она никогда не оставляла свою подопечную ни на минуту: присматривала, воспитывала, играла, обучала и работала с ней неустанно все время, и днем, и ночью, и так - в течение долгих пятидесяти лет до самой смерти Анны Салливан в 1936 году. Сама Хелен Келлер скончалась во сне 1 июня 1968, за 26 дней до своего 88-летия. Урна с ее прахом установлена в стене собора, там же, где покоится прах ее любимой учительницы - Анны Салливан.

«Никто не побежден, пока не признал себя побежденным», - говорила Хелен Келлер. Ее жизнь - это вдохновляющий пример величия человеческого духа, который говорит нам, что невозможное - возможно, и что человеческая жизнь, говоря словами Келлер, - «это волнующее приключение, а самая прекрасная жизнь - это жизнь, прожитая для других людей».

Александр КАЗАКЕВИЧ

 

 

Яндекс.Метрика