навигатор

Творчество моих друзей

- Светлана Афанасьевна, как вы познакомились с будущим мужем Владимиром Ивашовым?

- Володя учился на курс старше. Я обратила на него внимание, потому что он громче всех смеялся и разговаривал, перебивая других. Чуть позже увидела «Балладу о солдате», где Ивашов сыграл главную роль Алеши Скворцова. Эта работа принесла актеру мировую известность. Я тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из турне по США после заокеанской презентации «Баллады о солдате». «Да у такого парня, наверное, целый гарем!» - думала я, проливая слезы в подушку. Удивительно, но Володя тоже страдал, не зная, как подступиться ко мне.

Развязка наступила на генеральной репетиции «Казаков» по повести Толстого, где по сценарию мы должны были целоваться. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену, лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал меня. Я чуть не упала в обморок от счастья. Как только опустился занавес, Володя сказал мне: «Светка, мне кажется, что я тебя люблю!». Через полгода мы сыграли свадьбу. Через год у нас родился сын Алеша, названный в честь главного героя «Баллады о солдате».

- У вас была счастливая семейная жизнь?

- Первое время мы жили у родителей Ивашова. В одной комнатушке коммуналки ютились семь человек, что, конечно, не способствовало установлению хорошего климата в семье. С самого начала у меня не сложились отношения со свекровью. Был момент, когда наш брак висел на волоске. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Я капризничала, устраивала сцены, обвиняла Володю в том, что он не стал режиссером, и я не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших Володю, я открыто флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла, но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и муж прощал. То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я - человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать. Володя постоянно сглаживал мой взрывной характер.

- В 90-е годы вы снимались крайне редко, почему так получилось?

- Большим ударом для обоих стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году там началась генеральная чистка. Новый руководитель театра - бывший парторг ГАИ из 230 актеров трупы уволил 180 человек. В том числе Леонида Куравлева, Марину Ладынину, Николая Крючкова. Мы с Володей ушли из театра добровольно.

Я смирилась с уходом популярности и увлеклась ролью жены и матери: с радостью возилась на кухне, убирала, стирала, воспитывала сыновей Алексея и Олега. Но в отличие от меня, Володя очень страдал от своей невостребованности. Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его преждевременной смерти.

В последний год своей жизни он особенно много нервничал, срывался по всякому пустяку. Его убивала мысль, что он уже не актер. Весной 1995 года Володя особенно плохо себя чувствовал. На стройке его щадили, но с его язвой такая работа была недопустима. Во время разгрузки очередной машины с шифером ему внезапно стало плохо. Срочно вызвали скорую. В больнице ему сделали операцию, но это не помогло. Сердце не выдержало. Он скончался на 56-м году жизни. Я расплакалась, когда похоронила мужа, только спустя два месяца. Сорок дней не курила, не брала в рот спиртного. Это маленькая жертва, но с нее я начала свой путь к очищению.

На 39-й день я проснулась и почувствовала, что в квартире что-то происходит. Меня обуяло чувство радости. Я вдруг почувствовала, что Володя здесь. Я ощутила его прикосновения, хотела обернуться, но что-то остановило меня. И мы с ним поговорили. Он сказал: «Я пришел для того, чтобы сказать тебе, что я тебя очень люблю. И очень хочу, чтобы ты меня не забывала». И я ему это обещала. Я хотела еще что-то сказать, вдруг слышу, как наш сеттер Фил заметался радостно, хвостом машет. Я сказала сыну: «Олежка! Папа был». И сын подтвердил: «Он был у меня. Я почувствовал, как отец вошел в комнату». Я была еще раз за мужем, у меня и сейчас есть поклонники. Но до сих пор не могу забыть Володю...

- Как вы отважились исполнить роль обольстительной Анны Сергеевны в фильме «Брильянтовая рука»?

- Мне было очень интересно сыграть эту роль вместе с Никулиным, Папановым, Мироновым! Представьте, как придирчиво на пробах смотрел на меня в купальнике Гайдай. Во время съемок я должна была сорвать бюстгальтер и бросить его на пол. Я человек застенчивый и очень нервничала, а Юрий Никулин сказал: «Свет, не обращай ни на кого внимания, смотри только на меня. Я свой!» Он так убедительно это произнес, что все мои страхи улетучились! А что касается танца, то он был чистой импровизацией. Сейчас я бы лучше станцевала! Несмотря на всю легкость и фееричность моей сцены с Юрием Никулиным, сниматься мне было очень тяжело. От волнения я обливалась холодным потом, а ночью просто не могла заснуть - все думала, как же это получится. Да еще по «Мосфильму» слух прошел, что Светличная будет сниматься голой, так там толпа посторонних сбежалась поглазеть.

svetl_pФильм мне принес огромный успех. А ведь был период, когда фильм на телевидении показывали без этого эпизода. По личному распоряжению Лапина, возглавлявшего долгие годы Гостелерадио СССР, фрагмент с соблазнением вырезали, а потом вернули, говорят, с учетом пожеланий самого Леонида Ильича Брежнева.

- Вы стали популярны благодаря эпизодам. Не жалеете о том, что ваше имя вписано в киноисторию не главными ролями?

- Раньше мне было очень обидно, что режиссеры не могли в полной мере оценить мои актерские качества и приглашали только на эпизодические роли. Ведь во ВГИКе Михаил Ильич Ромм на студенческой сцене доверял мне главные роли. И я была уверена, что нечто подобное ждет меня и в кино. Но в итоге пришлось довольствоваться титулом королевы эпизода, а сейчас я уже ни о чем не жалею. Моих женщин помнят и любят до сих пор зрители уже разных поколений. Ведь иногда в моем распоряжении на экране были даже не минуты, а секунды на то, чтобы раскрыть характер или оставить загадку. После выхода картины «Неподсуден», где я сыграла бортпроводницу Вику, меня завалили женщины письмами. Писали, чтобы я упросила режиссеров Ускова и Краснопольского снять продолжение, где бы моя героиня вышла замуж за командира экипажа. А ведь там были всего лишь жесты, взгляды - без слов.

- После съемки «Брильянтовой руки» ходили слухи о ваших отношениях с Андреем Мироновым.

- Было много разговоров, но тогда на съемках в Адлере для романа просто не было времени. А слухи появились после того, когда отработав свое, осталась на пару дней поплавать в море. Я тогда перепила шампанского, и решила искупаться. Ну, и в воде мне стало плохо. Андрей бросился в море и спас меня. Из воды он меня выносил на руках, кто-то заметил - отсюда и пошло. Но он был не любовником моим, а спасителем! Хотя в такого изумительного человека влюбиться ничего не стоит, но я была верна своему мужу. Я отвергнутых кавалеров могла штабелями складывать. Мне ведь в любви даже Юрий Гагарин признавался!

- В фильмах «Место встречи изменить нельзя» и «Стряпуха» вы снимались с Владимиром Высоцким, было сложно?

- Я очень рада, что судьба свела нас с Володей Высоцким. Когда я приехала в Одессу на съемки «Место встречи изменить нельзя» у меня был эпизод, где я должна была отвечать на вопросы, и Володя сказал Говорухину: «Слушай, Слава, ты знаешь, я так думаю, что слез не надо. Надежда (так звали мою героиню) реветь не должна. Мне кажется, что она так ошарашена, что она замкнулась. Знаешь, типично для женщин, когда происходит беда, то она начинает или стирать или мыть посуду...». И сцену перенесли из комнаты на кухню, достали тарелки, дали мне полотенце. И вот я тру эту тарелку, а он мне задает вопросы. Причем по сценарию меня звали Надежда Петровна, а он говорит: «Слушай, я буду называть ее Надюшей». Мне сразу стало так легко, что я - Надюша, значит, я и Володе нравлюсь и герою нравлюсь. И эта тарелка мне так помогла.

Во время съемки нашего эпизода он побелел, его вывели на улицу, вызвали скорую помощь, сделали укол и сказали, что съемки нужно отменить, но он доснялся, потом сел в машину, полетел играть Гамлета.

- Долгое время вы не снимались. Забвение для звезд экрана, тяжелое испытание?

- Для меня это не самое страшное в моей жизни. Я похоронила мужа, потом погиб мой младший сын. Какое-то время я жила в нищете, и чтоб как-то продержаться, не опуститься, мыла полы у своего богатого соседа. Вера - великая сила. Я верила, что эти испытания мне даны неспроста, и их нужно выдержать с честью.

Мой вам совет, если у вас плохое настроение, или вас обидят, выйдите на улицу, посмотрите на звездное небо, погуляйте по свежему воздуху и вам станет легче.

- Светлана Афанасьевна, как вам удается так хорошо выглядеть?

- Я не могу разочаровать своих почитателей. Поэтому пользуюсь своими очень простыми методами для того, чтобы иметь свежий вид. Для ухода за собой я использую натуральные продукты. А вообще, лучший эликсир - влюбленность. Даже если в данный момент рядом с вами нет человека, в которого можно влюбиться, любите друзей, природу, солнце, море, животных! Самое главное - сохранить это чувство любви. Тогда внутри рождается гармония, которая озаряет весь ваш внешний облик. У нас в доме всегда жили собаки, кошки... Домашние любимцы снимают стресс, который добавляет лишние морщинки.

- Расскажите, чем вы сейчас заняты?

- Если коротко, то я продолжаю жить. И жить с радостью. Я откликаюсь на все приглашения на творческие встречи и не только в Москве. В общем, могу сказать, что не сижу сложа руки.

После фильма Ренаты Литвиновой «Богиня» меня стали узнавать в метро даже дети. Я с удовольствием работала на этой картине. Другое дело, что мне не понравился результат. Какие-то сцены вообще не попали или наоборот попали те дубли, которые были не лучшими. Рената слишком увлеклась собой - ее слишком много для картины, где много персонажей. Я же давно в кино, могу даже снять картину, и снять лучше многих - убеждена в этом. На премьеру я не пошла. Но когда прошло время, я поняла, что она имеет право поступать с материалом так, как она хочет. И в любом случае я ей благодарна за рабочий процесс и за то, что она как бы возродила меня на экране после длительного отсутствия.

В мистическом фильме Владимира Нахабцева «Куратор» я сыграла забытую всеми актрису, которая живет в коммуналке со странными соседями. И жизнь, и чувства мне очень знакомые. Благодарна режиссеру, что он мне предоставил полную творческую свободу - я даже переписала в сценарии свои монологи. А вот от предложения продюсеров раздеться в кадре - я отказалась, хотя мне еще есть что показать. Просто хотелось сыграть обжигающую любовь без обнаженного тела, но с обнаженным нервом.

Азар Мехтиев

 

Яндекс.Метрика