навигатор

Творчество моих друзей

У звезды русского шансона Вилли Токарева сплошные юбилеи. 30 лет назад он вынужден был эмигрировать из Советского Союза, 25 лет назад вышел его первый альбом «В шумном балагане», 15 лет назад он вернулся в Россию. Однажды в разговоре со мной Токарев признался: «Я очень люблю Беларусь! Белорусы очень терпеливые и красивые люди. Впервые я вышел на сцену в Беларуси еще тогда, когда аккомпанировал Марку Бернесу, и с тех пор всегда с удовольствием выступаю в вашей стране».

 

- Вы - русский по национальности, но откуда это нерусское имя - Вилли?

- Я родился в 1934 году в семье военного. В то время было модно давать имена, связанные с революцией. Родители назвали меня в честь вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина, сокращено Вилен.

- Вилли, если бы вам сообщили, что ваш дом заминирован и у вас есть пять минут на эвакуацию, чтобы бы вы взяли?

- Я бы спас свою жизнь, и если бы успел, взял бы паспорт, остальное все наживное. Никогда не завидовал чужому богатству, всегда довольствовался тем, что имею. Когда человек купается в роскоши, ему уже ничего не интересно, у него никаких забот, его пружина расслабляется, и жизнь постепенно угасает. Я считаю, что человек развивается только в труде, в борьбе за свое будущее.

- Что, по-вашему, труднее - добиться успеха или удержать его?

- Мне добиться популярности было легко, потому что я привык все делать сам: пишу песни, делаю аранжировки, исполняю их. Я даже сам записываю альбомы на своей студии. У меня очень хорошая профессиональная школа, так как до эмиграции я работал в лучших джазовых оркестрах страны - Анатолия Кролла и Бориса Рычкова. В симфоджазе Жана Татляна. В легендарном ансамбле «Дружба» вместе с Эдитой Пьехой. Тогда популярными становились не за деньги, а за талант. Я горжусь, что работал в таких коллективах, благодаря которым получил такое образование, которое не получишь ни в какой консерватории.

- Почему же вы эмигрировали?

- Я уехал не в поисках наживы. А потому, что искал свободу творчества. Мои песни не брали ни на радио, ни на телевидение, тогда ведь все старались втиснуть в рамки соцреализма. Помню, как я радовался, что 7 ноября в праздничном концерте прозвучала моя лирическая песня. А вечером мне позвонили домой, и устроили разнос «сверху»: «Как вы смели в день октябрьской революции петь песню о любви?» Режиссера концерта с большим трудом спасли от увольнения.

Однажды после концерта в ресторане я купил пакет продуктов. А назавтра меня вызвали в ОБХСС и предъявили обвинение: «Откуда вы берете деньги, чтоб покупать зимой помидоры?» Пришлось показывать корешки квитанций, где и сколько я получаю. И таких примеров я могу привести множество.

Я покинул страну нищим, у меня даже отобрали мой контрабас, на котором я мог бы зарабатывать деньги. Но больше всего меня поразило то, что на таможне у меня сняли фамильный крест, который материальной ценности не имел.

- С чего вы начинали в Америке?

- Когда я эмигрировал в США, не зная языка, то был единственным русским среди евреев. Меня подобрала организация «Толстовский фонд». Она мне узаконила мой статус в Америке. Также они мне оплатили дешевую гостиницу с тараканами и попросили освободить ее через месяц. Я работал разносчиком почты, за один доллар семьдесят пять центов в час. Затем чистил полы, таскал мешки с мукой в пекарне, был медбратом. Когда получил права, то освоил профессию таксиста. Четыре раза меня грабили. Первый раз я думал: ну все, конец. Второй - ну, теперь точно конец. Там это очень просто. В Нью-Йорке убивают 50-70 таксистов в год. А потом уже был уверен, что все будет хорошо. За свои деньги я выпустил свою первую пластинку, которая обошлась мне 15 тысяч долларов, и для меня это были огромные деньги. После этого меня стали приглашать в рестораны, ночные клубы. Сначала я получал 120 долларов за вечер. Но когда моя популярность стала привлекать в ресторан клиентов, мне стали платить две тысячи за три дня работы. Я смог купить квартиру, машину.

- Когда вы узнали о своей популярности в СССР?

- Это произошло после выхода моего первого альбома «В шумном балагане». После него мне посыпались приглашения из Японии, Южной Африки, Канады, Бразилии. Тогда я уже выступал в ночном клубе «Одесса». С началом перестройки ко мне потянулись люди из СССР. Все они мне говорили, что я очень популярен на родине. В 1989 меня пригласили с гастролями в СССР. Меня отговаривали: тебя посадят и ты не сможешь вернуться в Америку. Но меня мучила ностальгия, ведь из-за железного занавеса я не мог дозвониться до мамы, написать ей письмо. Поэтому я поехал с теми самыми песнями, которые когда-то запрещали. И имел триумфальный успех, дав около 80 концертов по городам Советского Союза.

- Годы жизни в Америке вас изменили?

-Я никогда не старался стать американцем, а был русским, который соблюдал законы США. Потому что, считаю, никогда не нужно входить в чужой монастырь со своими правилами. Я благодарен Америке за то, что она приютила меня, дала возможность состояться. Мне дали американское гражданство. Поэтому сейчас у меня два дома. Хотя больше времени я провожу в России.

- Правда, что многие российские звезды имеют успех в Америке?

- Полная лапша на уши! Да, российские артисты выступают в Америке, но только для эмигрантов. Их концерты, как правило, проходят не на престижных площадках, а в синагогах, школах, ресторанах. Многие артисты попросту не могут отпеть «в живую» весь концерт - это фантастический труд. Надо держать всю программу в памяти, овладеть вниманием зрителя и доставить людям удовольствие. Более 80% российской эстрады выступают под фонограмму, а если ее отобрать, то они не смогут выступать. В Америке за выступления под фонограмму строго наказывают.

- А как вы сами относитесь к пению под фонограмму?

- Пение под фонограмму - это наглый обман публики. Исполнитель держит микрофон и делает вид, что поет. Часто губами даже не попадая в запись. Честнее было бы, если бы исполнитель убрал микрофон и сказал: давайте послушаем мои записи. А сам только комментировал. Я бы таким исполнителям и гонорары платил «под фанеру». После их выступления взял бы пачку долларов, пошелестел ими у микрофона, записал этот шелест на кассету и отдал за работу. Я пою только живьем. Несмотря на мое самочувствие и настроение. Иногда приходится выступать в плохом самочувствии, но как только выхожу на сцену, оно улучшается, даже насморк прекращается. Сейчас на смену искусству пришел шоу-бизнес. Богатый человек может спонсировать любую понравившуюся ему девушку, а она может выйти на сцену и открывать рот под чужую запись. Причем об этом знают как чиновники из министерства культуры, так и руководители телеканалов. Но закрывают глаза, потому что за это получают большие деньги. Сейчас тот, кто оплатит больше эфира тот и лучший. Для меня рекламой были и остаются мои песни. Я никогда не хожу с охраной, как это делают многие звезды эстрады. Я люблю общение с теми, кто пришел на мой концерт. По телевизору смотрю только новости и хорошие фильмы. Терпеть не могу отечественные шоу. Сплошное надувательство под фанеру.

- Кто из исполнителей вам нравится?

- Нравится Нани Брегвадзе, когда она поет, у меня мурашки по телу бегают. Нравится Пласидо Доминго, с которым я выступал в Израиле: представьте, что было бы, если бы он запел под фонограмму?

- Как вам удается держать себя в такой хорошей форме?

- Мне уже 71 год, но никто этому не верит. Даже американцы на границе, сказали, что я не соответствую своему возрасту. А все из-за того, что я веду правильный образ жизни.

Во-первых, я исключил из своего рациона алкоголь в большом количестве. Сейчас я три раза в день выпиваю по 33 грамма водки или настойки из трав.

Второе: я никогда не переедаю. Когда в ресторане я беру какое-нибудь блюдо, то половину съедаю, а половину оставляю на тарелке. Как бы это ни было вкусно. В моем рационе всегда фрукты, овощи и соки. Я бы советовал людям после 30 лет избегать жареных блюд. Потому что они канцерогенные и вредные для здоровья. Нужно есть все вареное или пареное.

Третье. Я никогда не пью кока-колу и другие напитки с красителем. Вы возьмите и вылейте их на капот машины, и вы получите пятно на капоте.

Четвертое. Я не ем мягкий хлеб, из которого делают тосты. Этот хлеб содержит ингредиенты, которые вызывают рак.

Пятое. Сон - самое необходимое для человека, чтобы он был здоров. Минимум человек должен спать восемь часов, а по западным меркам 12 часов.

Шестое. Очень важно находить положительные эмоции. Радостных моментов в вашей жизни должно быть как можно больше, потому что они положительно влияют на весь организм.

Седьмое. Человек должен делать добро людям, потому что, делая добро, ты сам получаешь удовольствия больше, чем тот, кому ты это делаешь. Агрессивность должна проявляться только в самых крайних случаях. Очень важно научиться защищать себя от агрессии со стороны другого человека. Если это случилось, не отвечайте тем же, а лучше просто возьмите и мысленно переставьте себя на другое место. Пусть он говорит в пустоту, это не вызовет у вас никаких отрицательных эмоций. Очень плохо для здоровья, если вы делаете вид, что не реагируете, а на самом деле внутренне переживаете. Пусть на вас говорят самые обидные слова, а вам как горох об стену. Меня этому научил один негр, когда я работал таксистом. Он сказал: «Когда ты ведешь машину, соблюдай дистанцию с впереди идущим. Тебя будут подгонять. А ты улыбайся и говори «о'кей». И делай по-своему». Знаете, это очень сохраняет нервы. А все болезни именно от них. Поэтому нужно научиться искусству управлять собой. Нервничать - это все равно, что подтачивать сук, на котором ты сидишь.

- Вас невозможно представить без усов, вы их когда-нибудь сбривали?

- Единственный раз я сбрил их, когда по конкурсу поступал в ансамбль «Дружба». Александр Броневицкий, руководитель ансамбля, сказал мне, что возьмет меня, если я сбрею усы. Когда я сбрил усы, меня бросила девушка, которая не могла меня представить без них. Значит, она любила мои усы, а не меня.

- Вам грех жаловаться, вы ведь женаты в четвертый раз...

- От ошибок никто не застрахован. Если у человека неудобная обувь или одежда, он ее заменит. Так почему бы не поменять жену, если жить вместе стало неудобно? У меня со всеми женами остались хорошие отношения. Я, насколько могу, помогаю им.

- Правда, что с нынешней женой вы познакомились в метро?

tokarev_avt- Я люблю ездить в метро. В метро очень интересно изучать людей. Меня всегда узнают, и я с удовольствием общаюсь, даю автографы. Люди всегда говорят мне правду, высказывают свое мнение. С Джулией я познакомился, когда заблудился в московском метро. Она подсказала, как мне лучше проехать, и я в благодарность пригласил ее на концерт. Тогда я жил в Америке, поэтому мы долго перезванивались. У нас оказалось много общего: музыкальные вкусы, любовь к хорошему кино. У Джулии потрясающее чувство юмора и нам никогда не скучно вместе. Джулия младше меня на 42 года, но, несмотря на это, у нас очень хорошие отношения. Мы не ощущаем разницы в возрасте. Я в хорошей физической форме и могу делать то, что делал 20 лет назад. Например, отжаться 20 раз, пробежаться по Садовому кольцу. Любви все возрасты покорны! Когда мужчина перестает замечать женщин, он уже не мужчина, а живой труп. От нашего союза появилась очаровательная дочка Эвелина, ей скоро будет шесть лет. Она очень смышленая, подвижная девочка. Я хочу, чтобы она была самостоятельной. Конечно, я сделаю все, чтобы Эвелина получила хорошее образование, знала язык, культуру, русскую классику. А кем она станет, она сама решит. Если же дочка будет делать что-то не то, тогда я позволю себе небольшое вмешательство, которое подскажет ей правильный выбор.

Азар МЕХТИЕВ

 

Яндекс.Метрика