навигатор

Творчество моих друзей

cirkinСвежая волна впечатлений буквально пробудила мозырян от зимнего сна в конце марта, когда к профессиональному празднику всех работников театра главный режиссер Мозырского драматического театра им. И.П.Мележа Роман Цыркин выпустил на суд зрителя свой новый спектакль «Он, она, окно, покойник». Да еще сам продемонстрировал яркие узоры актерского мастерства, исполнив одну из главных ролей - секретаря Джорджа Пигдена. Премьера прошла при полном аншлаге и стала настоящим культурным событием в жизни Мозырщины.

Роман Цыркин необыкновенно плодовит в плане творчества. Это режиссер, которому впору быть занесенным в книгу рекордов Гиннеса: 37 спектаклей за восемь лет - кто больше? Самые значимые спектакли: «Раскіданае гняздо», «Атрута», «Трыбунал», «Дядя Ваня», «Женитьба», «На всякого мудреца довольно простоты», «Деревья умирают стоя».

 

- Роман Матвеевич, как вы угадали со спектаклем? И с чем связано, что вы, режиссер, сами играете роли? Есть какая-то неудовлетворенность?

- Если честно, мне захотелось каких-то изменений в своей творческой жизни, захотелось самому играть на сцене. Это вторая моя роль (первая - Глумов в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты») после семилетнего перерыва. Я же актер. Сыграл около 30-ти ролей в спектаклях и фильмах.

Комедию вообще сложно ставить, а эту - особенно. Пьеса вошла в книгу рекордов Гиннеса по количеству событий: одно сменяет другое с моментальной скоростью. За каждый спектакль я сбрасывал несколько килограммов, зато удовольствие получал от игры невообразимое! Пусть кто-то говорит, что это не Чехов, но такие пьесы тоже должны иметь место, тем более, что театр в городе один. И должны быть представлены разные жанры для разного зрителя. К сожалению, нет сейчас таких мастеров комедии, как Гайдай, Рязанов. Есть стеб, этакий ни к чему не обязывающий и ничем не отягощенный смех, но это не наша выдумка. Когда показывают «Камеди-клаб», не понимаю, в чем там юмор, ведь все вертится вокруг одной темы - о том, что ниже пояса.

- Завоевание мозырской публики с большим трудом происходило?

- С большим. В 1999 г. я был приглашен директором Марией Ивановной Потапьевой в Мозырский драмтеатр в качестве режиссера. Когда увидел, что в зрительном зале сидело на спектакле 20 человек, решил, что пора засучить рукава... Первым моим спектаклем стала музыкальная сказка «Золушка». Мой брестский друг-композитор, всю жизнь мечтавший написать к ней музыку, создал 46 музыкальных номеров. Чтобы вернуть зрителя в театр, затем поставил «Мужской род, единственное число» (недавно прошел сотый спектакль - и до сих пор с аншлагом) и еще одну легкую комедию. И только потом появились «Деревья умирают стоя», спектакли по пьесам Чехова, Островского, Гоголя, Купалы, которые заставляют подумать, попереживать. Классика интересна тем, что в ней всегда можно найти то, что актуально и сегодня.

- Почему из-под вашего пера выходит иногда такая вольная интерпретация классиков?

- Если вы имеете в виду «Павлинку», то мной взят за основу водевильный вариант пьесы Купалы и Алехновича. Что касается пьесы «Раскіданае гняздо», в которой пять действий, мне подумалось, что нельзя так ставить пьесу в наше время, это никому не будет интересно. Да и сама по себе она не отличается совершенством драматургии, Купала же - поэт. Я сделал свой сценический вариант: сократил текст до 25 страниц, сохранив самую интересную сюжетную линию - о роде, у которого нет своей земли.

- Современные критики ставят общий диагноз театрам: «провинциальность, эпигонство, влияние массовой культуры»...

- Уже прошел тот период, когда я слушал, что критик скажет. Я не ориентируюсь на критика. Хорошо, если услышишь конструктивные предложения, с анализом.

- На каком из спектаклей вы заработали хороший гонорар?

- Чтобы получить гонорар, надо поставить не менее пяти спектаклей в год. А сумма не такая уж большая, уходит на оплату кредитов, квартиры. В театре работают фанаты, которые заболели искусством и не мыслят себя без сцены. Я всегда говорю молодому артисту: «Или сейчас уходите, чтобы не портить себе жизнь, зарплата-то маленькая, или потом будете мучиться».

- Какие качества необходимы режиссеру в работе?

- Сильная воля и знания. При постановке спектакля занят большой коллектив, и всех нужно организовать. Режиссер должен знать намного больше артистов, чтобы уже при первой встрече ему было, что рассказать о задуманном спектакле.

- Какие ошибки недопустимы?

- Неподготовленность - это самое страшное. Артист сразу чувствует, когда режиссер не готов к постановке, когда он «не в материале». Тогда начинаются мучения для всех.

- Что нужно, чтобы сделать успешную карьеру в театре?

- Трудиться. Актерская профессия - это не 8 часов в день, это постоянная работа над ролью. И дома, и в дороге она тебя не отпускает. Зрители даже не представляют, с каким трудом это дается, со стороны кажется - легко и красиво.

- Ницше утверждал, что «актеры гибнут от недохваленности»...

- Профессия публичная, и хочется внимания со стороны, чтобы тебя узнавали. Самое опасное для артистов - остаться без ролей. Они или пить начинают, или склоками заниматься от безделья. Артист должен очень много работать, чтоб не хватало времени на интриги. Я стараюсь это пресекать на корню, и у нас, в театре, тьфу-тьфу, замечательный коллектив.

- Кто и что вас вдохновляет в творчестве?

- Хороший материал. Над пьесой «Деревья умирают стоя» я десять лет думал, перечитывал. Вдохновляет хорошая работа. Если вижу, что кто-то здорово играет, возникает желание сделать это не хуже.

- Другие виды искусства вдохновляют?

- Музыка. Это очень гармоничное искусство. Увлекаюсь музыкой с 15-ти лет. Мне нравится классический рок 60-70-х, у меня большая коллекция, и я могу считать себя специалистом в этом. В детстве учился в музыкальной школе (фортепиано) и успехи были, потом бросил, о чем впоследствии пожалел. Эфрос сказал: «Спектакль - это балет, но без музыки».

Еще вдохновляет осень. Люблю работать осенью в дождь, в эту творческую погоду, считаю, вообще всем можно заниматься. Весна расслабляет, даже воздух другой. Весной хочется на гастроли куда-нибудь поехать.

- А летом?

- Лето - время для отдыха.

- Как обычно его проводите?

- Последние годы не получается отдохнуть, даже выехать из города - семейно-бытовые проблемы не отпускают. Часто посещает мысль: «Вот взять бы путевку куда-нибудь на море или хотя бы в лес поехать».

- Вы в детстве мечтали быть актером?

- Пограничником. В Бресте как-никак вырос. Мне нравятся зеленые фуражки. Мой отец - актер, и он очень хотел, чтобы я стал режиссером. Я с 4-летнего возраста стал выходить на сцену. Прошел в театре практически все ступени служебной лестницы, начиная с электроосветителя. Не институт и не диплом дают образование. Я по книгам известных режиссеров учился. Окончил Белорусский университет культуры. В 2000-м году стажировался в Москве в Академическом театре им. Маяковского, в бывшем Гиттисе (ныне РАТИ) под руководством знаменитого режиссера и педагога Леонида Хейфеца, с которым и сейчас переписываюсь. Репетировал вместе с известными актерами Э.Виторганом, А.Лобоцким, О. Прокофьевой, А.Маклаковым и др. Конечно, остались незабываемые впечатления.

- Чем покорила вас будущая жена, актриса Ольга Кашинская? Это было, что называется, с первого взгляда?

- Я не верю в любовь с первого взгляда. И не игрой покорила. Есть много хороших актрис, но влюбляться в актрису чрезвычайно опасно. Со мной рядом должна быть сильная женщина, умеющая уступать. Я - Козерог и Дракон, бываю вспыльчив, меня перетерпеть нужно и понять.

- Что, если супруги с утра поссорились, а через пару часов нужно вместе работать на сцене.

- В театре нет родственников, есть артисты. Нельзя привносить личные связи в творчество. Никому не интересны чьи-то личные проблемы, которые есть у каждого. Творческие люди очень эмоциональные, ранимые и, чтобы забыть о проблемах, надо уходить в работу, заниматься делом серьезно.

- Для актрисы какие качества важны? Красота на первом месте?

- Самое страшное, когда актриса боится быть некрасивой на сцене. Тогда на ее карьере можно ставить крест. Главное для любого творческого человека - талант. Есть такие актрисы - хотя внешне не красавица, а на сцене преображается, потому что она красива внутренне.

- Если бы ваша жизнь была фильмом, в каком жанре вы бы ее прожили?

- Наверное, в жанре трагикомедии. Не хотелось бы, чтобы жизнь была одной драмой или сплошной комедией. Должен быть какой-то баланс.

- Чего не терпите в себе, в людях?

- Иногда бываю ленивым. Слишком быстро отхожу, когда не надо было бы отступать от своих позиций. Бываю излишне доверчивым, откровенным, что зачастую выходит мне боком. В людях не люблю хамства, непорядочности, когда слово не держат. Терпеть не могу необязательности.

- Роман Матвеевич, в этом году вы стали стипендиатом Президентского фонда Республики Беларусь по поддержке творческой интеллигенции. Вы это заслужили. Поздравляем от всей души!

- Спасибо. Наверное, заслужил. Приятно, что заметили.

- Успех - случайность или закономерный результат труда?

- Если человек серьезно занимается делом, он непременно добьется успеха, а случайный успех - это на один день.

- Можете ли вы спрогнозировать театр будущего?

- Думаю, каких-то кардинальных изменений театр не претерпит. Каким он был во времена Эсхила, таким и останется, разве что добавятся какие-то технические эффекты. Техника - хорошо, но мы, славяне, - не рациональные люди, у нас открытые сердца. В искусстве должна быть какая-то чистота, честность, искренность. Театр - это «человек человеку - о человеке», вечная ценность, которая, как и книга, будет всегда. Я очень люблю театр, этот его специфический запах, кулисную пыль. Недаром говорят, что нельзя над сценой крышу снимать - дух уходит. Дух тех, кто на ней работал.

- Что бы вы хотели сказать или пожелать нашим читателям?

- Приглашаю всех в театр! Почаще отрывайтесь от будничных забот, телевизоров и компьютеров и приходите на спектакли. Видеть на сцене живого человека всегда интересно. Театр - искусство одновременно и элитарное, и массовое. Без зрителя театр существовать не может.

Артур МЕХТИЕВ

Фото - Ян ЧЕРНЫЙ

 

Яндекс.Метрика