навигатор

Творчество моих друзей

dgigarh_01- Армен Борисович, у вас необычная и интересная фамилия, она что-нибудь значит?

- «Джигяр» дословно переводится как «печенка» - это то ли арабское, то ли турецкое слово. Но в моей фамилии есть еще слово «хан», которое означает «хозяин». Но на востоке очень любят говорить про душу, например, грузины говорят «джигяро» - то есть душевный человек. Так что я или хозяин печенки, или хозяин души.

- Вы с детства мечтали стать актером?

- Да. Любовь к театру у меня от мамы Елены Васильевны. Она была заядлой театралкой и не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. Она с ранних лет водила меня с собой. Поэтому к моменту окончания школы у меня сформировалось твердое решение стать артистом. Маму мое решение обрадовало, а вот мой учитель по литературе, услышав о моей мечте, сказал: «Арменчик, дорогой, ну зачем тебе легкий хлеб?» Понять его можно было, ведь после военной разрухи страна с трудом поднималась из пепла. Почетно было становиться строителем, сталеваром. Но страстно желать быть лицедеем в послевоенной стране было неполиткорректно. Но я принял решение стать артистом еще и потому, что бы побороть свои комплексы. Я ведь был очень застенчивым, маленьким, невысокого мнения о своих физических возможностях. Из-за этого никогда даже не выступал на новогодних елках, всегда отсиживался в углу. Наблюдая на всех праздниках, как раскрасневшиеся девушки с блестящими от радости глазами с удовольствием кружатся в танце с бравыми статными парнями, я четко осознавал, что на поприще бескомпромиссной конкурентной борьбы со своими сверстниками меня, невзрачного и стеснительного, непременно ожидает фиаско. Мне нужен был другой путь, чтобы выйти из тени собственного чувства неполноценности и заявить о себе как о победителе. Именно желание состояться, а отнюдь не погоня за легким хлебом, повлияло на мое решение стать актером.

- Как вы относитесь к творчеству Роберта де Ниро, с которым вас часто сравнивают?

- Я очень люблю Роберта де Ниро. На мой взгляд, это актер, опережающий время. Я думаю, скоро актер перестанет быть только лицедеем, а станет личностью. Хочу привести такой пример. Аркадий Исаакович Райкин в последние годы уже не пользовался масками. Это важная вещь! Он не закрывался за каким-то образом, он говорил от своего имени.

Для Роберта де Ниро важны некие химические явлениях, происходящие с человеком. Не как он меняет голос, говоря тонко или толсто, - нет. Ему, как и мне, важно, как в человеке происходят химические явления, а они происходят в реальной жизни! Вы знаете, что у человека в результате каких-то потрясений запах меняется! Запах, понимаете?! Я думаю, что мы, актеры, постепенно двигались в этом направлении. Раньше говорили: «Слушай, я не узнал Васильева, не узнал, что это - он». Со временем мы поймем, что это неинтересно, или интересно три минуты. Дальше должен быть серьезный разговор на уровне Роберта де Ниро - гениального актера.

- Как вы относитесь к фильму «Место встречи изменить нельзя»?

- Фильм хорошо сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. Многие связывают успех фильма с тем, что в нем сыграл Высоцкий. На мой взгляд, он был одним из команды фильма. Я давно занимаюсь актерством и могу сказать, что один человек вытащить фильм или спектакль не может, должны звезды сойтись, не актерские, а на небе. В данном же случае сошлось все: хорошая литература братьев Вайнеров, режиссер Говорухин, компания актеров. Я считаю разговоры досужими, что кто-то вытащил фильм. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

- Вы в хорошей физической форме, а есть ли секреты от Армена Джигарханяна, как сохранить себя в форме?

- Есть такое хорошее слово - сдержанность. Я сдерживаю себя в питании, несмотря на важные застолья в принятии алкогольных напитков. Если у меня свободное время, то я стараюсь подольше поспать, погулять на свежем воздухе, ну и, конечно, положительные эмоции.

dgigarh_02- Какую кухню вы больше любите, армянскую или русскую?

- И ту, и другую, особых предпочтений нет. В Москве есть один ресторан, где можно покушать хороший армянский кебаб. С таким же удовольствием я пойду и на итальянскую, французскую кухню или русские пельмени поем. Кстати, о пельменях, я много их пробовал в своей жизни, но таких пельменей, как моя теща, жена делают, не делает никто. Она у меня русская, сибирячка.

- Валентин Гафт написал эпиграмму о вас: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». А композитор Хачатурян сказал: «Утюг включишь - и там Джигарханян». Вам это льстит?

- Мне приятно внимание к моей персоне, но только время расставит все по своим местам, произведет естественный отбор и каждому воздаст по заслугам. Лично я не берусь о себе судить, разговоры о «коэффициенте полезного действия» в нашем деле вредны, а уж если человек говорит сам о себе, то совсем гнусно. Творчество, как любовь, поэтому никому не дано определить мало ее, много или самый раз. Разве я сам себе могу дать команду: сегодня я буду любить, желать, страдать, а завтра должен воздержаться? Мне не приходилось встречать людей оценивающих, или дозирующих свое творчество. Выражаясь восточным языком, наши возможности - кувшин, из которого выливается ровно столько, сколько в нем есть.

Есть хорошая армянская поговорка: «Лучше износиться, чем заржаветь». Воздержание в профессии или переоценка вредным считаю не только я. Например, Тигран Петросян однажды пожаловался: «Если я долго не играю в шахматы, у меня начинает болеть голова». Лично я хирею без работы. Беременность должна естественно завершиться родами, а когда я чувствую, что забеременел, но никак не могу разродиться, то не нахожу себе место.

Медики утверждают, что человеческие возможности почти безграничны. С моим приятелем, артистом Борей Левинсоном, приключилась удивительная история. Час пик, московское метро - настоящий апокалипсис. Подъехал поезд, оттуда вышла одна масса - и другая масса в него двинулась. Впереди него стоял человек. Они оказались между двумя вагонами, направились в сторону дверей, и он вдруг вижу, что человек идет мимо и через минуту свалится. Дверь захлопнется, поезд двинется и несчастного (потом выяснилось, что он сильно близорук и шел буквально наугад) в этом хаосе никто и ничто не спасет... И тут Боря закричал, да так, что его услышали в невероятном гвалте многотысячной московской толпы. Думаю, на такое человек способен только в экстремальной ситуации. А каждая роль для артиста и есть экстремальная ситуация.

- В одном из своих интервью, вы сказали, что любой человек абсолютно одинок.

- То же самое и вам повторю. Если мы обратимся к великим творениям в драматургии, музыке, живописи, ко всему, что создали гении, то увидим, что у всех самая главная тема - одиночество. С той минуты, как человек покидает утробу матери, он становится одинок. Вся наша с вами жизнь - повесть, придуманная дураком. Это Шекспир сказал, не я. Я 72 года живу на свете и у меня все больше вопросов, чем ответов. А мы все выводим какие-то формулы. Но я понимаю, что иначе невозможно. И так же, как все, играю по правилам, куда-то бегу. Лишь иногда задумываюсь: «Куда бегу, зачем бегу?» А все бегут и я бегу. У меня есть очень любимый мною анекдот про нашу жизнь. В заводской столовой сидит мужик, кушает, вдруг подбегает к нему другой и кричит: «Юра! Быстрей беги, твою жену избивают!» Он оставил еду, бросился бежать через заводской двор, выскочил из проходной, тут его сбил грузовик, он попал в реанимацию. К нему приходит приятель, и пострадавший говорит: «Нервы надо лечить» Приятель спрашивает: «Почему?» «Во-первых, я не Юра, а во-вторых, у меня жены нет».

dgigarh_chit- Почему ваша жена уехала жить в Америку?

- Потому что возникла возможность поехать, поработать там, увидеть другую страну. К тому же жена хорошо знает английский язык. Мой близкий друг, человек городской, подарил нам с женой свой дом. Мне, как и многим моим коллегам, предлагали сниматься в США, потому что мы самая дешевая рабочая сила, даже африканцы стоят дороже. К тому же я не знаю английского языка.

- Как же вы живете в Америке, не зная языка?

- Они хотят меня понимать, к тому же мое общение - магазин, заправочная. Если что-то более серьезное, жена помогает. Но я и сам могу пойти в ресторан. Беру меню с фотографией и говорю: «Мэн, йе?!» И он кивает, если это есть. Потом показываю ему перекрещенные пальцы, и он понимает, что мне нужно половину порции. А потом еще и принесет показать, верно ли меня понял.

- Как вы считаете, может ли мужчина обойтись без женщины?

- Господь нас связал, поэтому мы не можем друг без друга. Не можем в одиночку решить главную задачу - продолжение рода. Связав нас, Бог принес нам много счастья, какой-то сладости и вроде сумасшествия. И в то же время это почти аллергическое неприятие друг друга чуть ли не на биологическом уровне.

- Что такое любовь?

- Это то, в чем человек сильно нуждается, настолько сильно, что начинает это искать. Может, поэтому так часто ошибается. Душа чего-то хочет, а не может понять, чего именно. Если честно, люди не готовы к этому чувству. Поэтому оно и проходит, поэтому в результате его разочарование наступает. Перейду на анатомический язык. Когда желудок пустой, то надо покушать. Вот и с душой происходит то же самое. У человека есть обоняние, осязание и это все должно быть задействовано. Поэтому мы двигаемся навстречу друг другу. А потом надеемся, что все будит хорошо. То, что Бог придумал разделение полов на самцов и самок, одно из самых коварных испытаний. Друг без друга мы жить не можем, а вместе нам тяжело. Мужчина и женщина - два антагонизма. Я все время думаю, зачем так сделано? С другой стороны, может быть, Бог или природа были против того, чтобы таблетку горькую покрывать сладкой оболочкой. Может, в этом была задача.

- У вас много друзей?

- Они есть, но не много, и отношусь я к этому осторожно. Это очень большая ответственность. В пограничных ситуациях я в друзьях не нуждаюсь. Свои срывы я должен пережить один. Иначе меня все раздражает. Страдание и сострадание - это противоположные вещи. Человек становится личностью в результате страданий. А сострадание - это ближе к равнодушию. Например, как можно страдать, если я потерял руку? Она же моя. Обратите внимание, что мы не любим смотреть несчастья. Если я из ситуации вышел, то это я вышел. И никакие друзья мне не помогут. Я не люблю навязываться другим, стараюсь с лица все эмоции стереть. И меня очень расстраивает, когда спрашивают, что случилось? Вот думаю, старею, вылезают флюсы, не удалось спрятать переживания. Для меня главное - здоровье. А насчет остального можно договориться.

- Что вы читаете?

- Новые книги уже давно не читаю. Люблю перечитывать то, что мне понравилось в молодости: Булгакова, Чехова. Обожаю Маркеса, особенно «Сто лет одиночества».

- Какие у вас самые яркие воспоминания детства?

- Я очень любил смотреть кино, но деньги на билет не всегда были. Мы с друзьями поднимались на крышу кинотеатра, и по очереди свешивались вниз головой, и смотрели в окно. При этом кто-то должен был держать за ноги. Часто мы смотрели вместе с Эдиком Кеосаяном, который потом снял «Неуловимых мстителей».

У нас на весь район были одни коньки - ботинок, на который навязывался один конек. Мы надевали его на ногу и по очереди катались. Если кто-то выносил мяч или велосипед, это было событием. А в 1946 году приехали репатрианты. Большинство с Востока: Ирана, Турции, Египта. И они очень много привезли необычных вещей - жвачку, шорты. Мы думали, люди в трусах ходят на улице, а это были шорты. Мы много нового тогда узнали. Все, что во мне потом отразилось, я получил именно в детстве. Я так думаю. Настаивают же психологи, что в раннем возрасте главное ядро зарождается. А дальше или портится, или набирает что-то.

Азар МЕХТИЕВ

 

 

Яндекс.Метрика