навигатор

Творчество моих друзей

p43Фрагменты книги. Часть 2

НАЧАЛО

Не принятый студией сценарий приняла к производству коммерческая фирма в Минске, усмотрев в предложенном материале никому доселе неизвестную сенсацию и, естественно, перспективу не только вернуть деньги, но и заработать определенную сумму. Было поставлено два условия: 1. На конкретных, тогда еще достаточно неизвестных широкой общественности, фактах рассказать о феномене НЛО. 2. Сделать анализ событий, связанных с нераскрытой и по сегодняшний день тайной гибели Ю. Гагарина. Все вышеизложенное должно определять сценарную основу будущего фильма.

Киногруппа начала со съемок материалов, относящихся к катастрофе самолета с Ю. Гагариным и В. Серегиным на борту.

* * *

27 марта 1968 года Юрий Гагарин в 10 час. 19 мин. вылетел в тренировочный полет.

С 27 ноября 1967 года из-за академической загрузки Гагарин не летал и только после защиты дипломной работы вернулся к тренировкам. На 27 марта 1968 года наметили последний вылет с инструктором, после чего космонавту предстояло летать самостоятельно. Напарником Гагарина в этот раз стал один из лучших летчиков авиаполка Герой Советского Союза Владимир Серегин, имевший на своем счету 200 боевых вылетов в Великую Отечественную.

В 10 час. 30 мин, выполнив программу, Гагарин доложил руководителю полетов о выполненном задании и попросил разрешения на обратный курс.

- Разрешаю, - ответил руководитель полетов.

- Понял, выполняю, - подтвердил Гагарин.

И все... После этого самолет на позывные не отвечал.

В район пилотирования были посланы вертолеты. Вначале ничего не обнаружили. И только спустя некоторое время поступило сообщение от экипажа одного из вертолетов: в трех километрах от деревни Новоселово обнаружены обломки самолета.

Группа спасателей на вертолетах вылетела к месту катастрофы. Не теряя надежды, пытались разыскать купола парашютов. Не нашли...

- Останки пилотов повезли в Москву в госпиталь им. Бурденко, - рассказывает космонавт Б. Волынов. - Были проведены самые тщательные исследования с использованием достижений новейшей техники. Как не кощунственна мысль о нетрезвом состоянии летчиков, но и она не осталась без внимания. Трехкратный анонимный анализ останков пилотов и их крови дали отрицательный результат. Было твердо установлено, что все - материальная часть истребителя, все его системы действовали безотказно, экипаж до последнего момента пребывал в совершенно нормальном состоянии и занимал обычное рабочее положение.

Изучались версии столкновения с другими самолетами, шаром-зондом, с птицами и т.д. Ответ был отрицательным. Что же могло случиться там, в конце концов, если все было в порядке?

Ответов не было. Очевидно одно: самолет оказался в закритическом режиме, вошел в «штопор» и пилотам не хватило 200-300 метров высоты для выхода из него, т.е. для спасения.

 

РАДИОПЕРЕГОВОРЫ

Вспоминает космонавт В. Шаталов:

- Прошли, как положено, медосмотр, затем летчики пошли в класс, где каждому экипажу уточнялись полетные задания. Обсудили задание и для Ю. Гагарина и его инструктора - командира части В. Серегина. Прошли все вместе к самолетам. Наши машины стояли рядом. Первым поднялся в переднюю кабину Юра. Сел, натянул лямки парашюта. Полковник В. Серегин поднялся на крыло, наклонился к Юре, дал последние инструкторские уточнения.

Самолет Юры заправили раньше, и он поднял руку - мол, обогнал, иду первым. Я помахал ему в ответ. Серегин уже был на месте во второй кабине. Фонарь его кабины закрыт. Юра тоже закрыл фонарь, и самолет взлетел.

Я стал вслушиваться в радиопереговоры между самолетом Гагарина и руководителем полетов. Вот Юрин голос:

- Я - 625-й. Полет в зоне закончил. Возвращаюсь на точку.

Голос спокойный, деловитый. Через некоторое время доложил:

- Высота 5200. Разрешите вход?

Голос руководителя полетов:

- Уточните высоту. Следите за высотой.

Обычный совет, деловое напоминание. И тут же в шлемофоне послышались настойчивые слова с командного пункта:

- 625-й, на связь! 625-й! Где вы находитесь? 625-й! Сообщите высоту!

625-й молчал...

 

ВЕРСИИ

По официальной версии, самолет УТИ МИГ-15 с Гагариным и Серегиным разбился 27 марта в 10.31 утра в районе деревни Новоселово в 18 км от города Киржач Владимирской области. Это случилось в условиях плохой видимости - нижняя кромка облаков была в 300 метрах над землей. Самолет вошел в штопор, чтобы вывести его, пилотам не хватило несколько секунд.

Очевидец падения самолета Гагарина-Серегина Валентин Сурков рассказывает:

- 27 марта в 8.30 утра я шел настраивать комплекс космической связи, который находился в соседнем лесочке. (В. Сурков работал на секретном предприятии). Стояла прекрасная солнечная погода. Никакой низкой облачности в помине не было. В 8.45 совершенно случайно в направлении поселка Стромынь (там еще церковь есть приметная) краем глаза увидел солнечный блик. Смотрю: летит самолет. Что, думаю, за чертовщина - это же зона, закрытая для полетов? Только потом понял, что была в том самолете и еще одна странность: у него НЕ РАБОТАЛ ДВИГАТЕЛЬ!

В полной тишине самолет-призрак на высоте примерно 800 метров пролетел на северо-восток со скоростью километров 300 в час. Он шел ровно как по струнке с заметным снижением. По памяти (а она у меня отличная), могу сказать, что снижался загадочный самолет под углом 40-43 градуса. Я наблюдал полет 30 или 40 секунд. После чего самолет, в котором я опознал учебный УТИ МИГ-15, скрылся за горизонтом.

После проверки аппаратуры, возвращаясь в гостиницу (это было уже часов в 10 утра), я заметил три вертолета. Выстроившись в линию на высоте 50 метров, они прочесывали поле. Шли от аэродрома Чкаловский... Что, думаю, за день чумовой: то самолет, то вертолеты в закрытой зоне?!

Неожиданности на этом не закончились.

В 11 часов гарнизон подняли по тревоге, посадили на два «ЗИЛа» солдат и куда-то повезли. А в полдень по радио объявили: погиб Гагарин. Машины вернулись в полвторого. Солдаты рассказали мне, что нашли самолет: он упал в торфяное болото рядом с притоком реки Мележа. Ближайшие населенные пункты - деревня Рязанцы и поселок Крутец.

На месте катастрофы осталась глубокая воронка, которую уже начала затягивать болотистая водой. На деревьях, растущих по краю болота, остались висеть листы алюминиевой обшивки. Взрыва не было, иначе я бы его услышал - просто, ударившись о деревья, самолет начал разваливаться.

По моему глубокому убеждению, в тот момент, когда я увидел самолет Гагарина - Серегина, ПИЛОТОВ УЖЕ НЕ БЫЛО В ЖИВЫХ. Не могли же они спокойно направить самолет в землю, не делая попыток выровнять машину или катапультироваться!

 

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ УДАР

Наше внимание привлекло сообщение одного из членов комиссии, следователя-эксперта МВД Игоря Кузнецова:

- 18 августа 1968 года Государственная комиссия после повторного изучения причин катастрофы самолета Гагарина - Серегина приняла заключение, которое можно сформулировать следующим образом:

- Экипаж УТИ МИГ-15 ИЗ-ЗА ИЗМЕНИВШЕЙСЯ В ПОЛЕТЕ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ СОВЕРШИЛ РЕЗКИЙ МАНЕВР И СОРВАЛСЯ В ШТОПОР. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли.

Но официальное заключение 1968 года не давало ответа на многие вопросы: почему экипаж прекратил выполнение задания досрочно? Почему, согласно положению ручки управления двигателем, его обороты составляли 9-110 тыс. об/мин., что не соответствует режиму вывода из штопора? Почему варианты траектории движения самолета, принятые комиссией, не укладываются, несмотря на все старания специалистов, во время аварийной ситуации - 70 секунд?

- Собранные мною данные, - продолжает свой рассказ И. Кузнецов, - только через несколько лет позволили восстановить всю картину катастрофы.

Ключ к разгадке дали показания трех приборов: датчика курса ПДК-3, высотометра ВД-20, указателя высоты и перепада давления УВПД-3.

После последнего сеанса связи экипаж борта 625 на высоте четыре с небольшим тысячи метров выполнил правый разворот на 110 градусов, тем самым выйдя с курса 70 градусов на курс 180 градусов. Пробыл на нем в горизонтальном положении не менее пяти секунд (иначе датчик ПДК-3 не зафиксировал бы его), а потом резко пошел на снижение. Если принять темп разворота таким же, как при чуть ранее выполнявшихся координированных разворотах - 3 градуса в секунду, то на все эти эволюции ушло 39 секунд. Получается: время, прошедшее после последнего радиосеанса до момента удара о землю, - 8 секунд. Это практически совпадает со временем, установленным в результате расследования - семьдесят плюс-минус пять секунд.

Переход стрелки измерителя перепада давлений в область отрицательных значений происходит только при пикировании самолета С РАЗГЕРМЕТИЗИРОВАННОЙ КАБИНОЙ. Это подтверждается найденным на месте катастрофы краном вентиляции. Он оказался ОТКРЫТЫМ НА 48 ГРАДУСОВ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОЛНУЮ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЮ.

Тогда в 1968-м на это не обратили внимания, поскольку экипаж, несмотря на разгерметизацию, нормально работал на высоте 4200 метров. Однако теперь вопрос о негерметичности кабины приобретает особое значение: в негерметичной кабине давление возрастает на 8 - 9 мм рт. ст. в секунду. Такого резкого роста давления авиационная медицина не допускает.

При пикировании со скоростью 140-150 м/сек. такой рост давления медицина называет АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ УДАРОМ. Даже у тренированного человека через 3 - 5 секунд он вызывает потерю сознания, а зачастую смерть. То есть, последние 24 - 26 секунд полета самолет Гагарина - Серегина НИКЕМ НЕ УПРАВЛЯЛСЯ.

 

ЗЛОПОЛУЧНЫЙ КРАН

Но это противоречит выводам комиссии, которая обнаружила, что Серегин управлял или, вернее сказать, пытался управлять машиной. Кроме того, в документах расследования отмечено: рули высоты МИГа ориентированы не по воздушному потоку, как это должно было быть в случае неуправляемого полета, а отклонены на 16-18 градусов на кабрирование, то есть на вывод из пике.

Однако анализ конечных условий позволяет объяснить все эти нестыковки. Система управления рулем высоты на УТИ МИГ-15 прямая - бесбустерная. Когда летчик «берет ручку управления на себя» (на кабрирование), тяги, идущие по верхней части фюзеляжа, сдвигаются вперед, поворачивая руль. Ударившись о деревья, самолет начал резко тормозить, и массивные тяги по инерции сместились вперед, повернув руль. Поэтому и безвольно лежавшие на педалях ноги Серегина оказались плотно прижатыми к ним.

Теперь легко представить весь процесс развития аварийной ситуации на 625-м. Летчики прекратили выполнение задания потому, что увидели: стрелки указателя перепада давления на нуле, - значит, кабина разгерметизирована. Они приняли решение снизиться и возвращаться на аэродром. Поскольку на высоте 4200 м в горизонтальном положении им ничего не угрожало, Гагарин спокойно доложил, что задание выполнено, и запросил курс на базу. Получив разрешение, экипаж, скорее всего, с учетом метеоусловий, принял решение снижаться с курсом 180 градусов. Для того, чтобы контролировать курс при прохождении облачности, каждый из пилотов выставил у себя на указателе УГК-1 180 градусов под ноль.

После выхода на этот курс летчики уменьшили обороты двигателя на 9 -10 тыс. оборотов в минуту, что естественно перед снижением. Далее они энергичным маневром, на наш взгляд, в виде правого переворота пошли на пикирование. Через 3-5 секунд Гагарин и Серегин ПОТЕРЯЛИ СОЗНАНИЕ, А ВОЗМОЖНО, И ПОГИБЛИ, И МИГ ПРОДОЛЖИЛ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ ПАДЕНИЕ. Как бы то ни было, можно смело считать: пилоты погибли не при ударе о землю, а в тот момент, КОГДА ПОТЕРЯЛИ СОЗНАНИЕ. При лавинообразном повышении давления в кабине ни один из них уже не мог прийти в себя.

Значит, ПРИЧИНА ГИБЕЛИ СОСТОЯЛА В ТОМ, ЧТО Ю. ГАГАРИН НЕ ЗАКРЫЛ КРАН ВЕНТИЛЯЦИИ В СВОЕЙ КАБИНЕ, А ПОТОМ ЕЩЕ И ПОШЕЛ НА СНИЖЕНИЕ С НЕДОПУСТИМО БОЛЬШОЙ СКОРОСТЬЮ. Но даже если приоткрытый кран на совести первого космонавта, то в полете он вел себя согласно инструкции, которая гласит: «в случае разгерметизации кабины необходимо экстренное снижение».

В своем заключении следователь-эксперт МВД Игорь Кузнецов, подводя итоги, записал: «Причиной катастрофы все-таки следует считать РОКОВОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ и малоизученных в то время факторов, совокупность которых и привела к трагическому финалу».

Валерий ПОЗДНЯКОВ

(«Однако, жизнь!» № 05/2010 год)

 

навигатор

Творчество моих друзей

p43Фрагменты книги. Часть 2

НАЧАЛО

Не принятый студией сценарий приняла к производству коммерческая фирма в Минске, усмотрев в предложенном материале никому доселе неизвестную сенсацию и, естественно, перспективу не только вернуть деньги, но и заработать определенную сумму. Было поставлено два условия: 1. На конкретных, тогда еще достаточно неизвестных широкой общественности, фактах рассказать о феномене НЛО. 2. Сделать анализ событий, связанных с нераскрытой и по сегодняшний день тайной гибели Ю. Гагарина. Все вышеизложенное должно определять сценарную основу будущего фильма.

Киногруппа начала со съемок материалов, относящихся к катастрофе самолета с Ю. Гагариным и В. Серегиным на борту.

* * *

27 марта 1968 года Юрий Гагарин в 10 час. 19 мин. вылетел в тренировочный полет.

С 27 ноября 1967 года из-за академической загрузки Гагарин не летал и только после защиты дипломной работы вернулся к тренировкам. На 27 марта 1968 года наметили последний вылет с инструктором, после чего космонавту предстояло летать самостоятельно. Напарником Гагарина в этот раз стал один из лучших летчиков авиаполка Герой Советского Союза Владимир Серегин, имевший на своем счету 200 боевых вылетов в Великую Отечественную.

В 10 час. 30 мин, выполнив программу, Гагарин доложил руководителю полетов о выполненном задании и попросил разрешения на обратный курс.

- Разрешаю, - ответил руководитель полетов.

- Понял, выполняю, - подтвердил Гагарин.

И все... После этого самолет на позывные не отвечал.

В район пилотирования были посланы вертолеты. Вначале ничего не обнаружили. И только спустя некоторое время поступило сообщение от экипажа одного из вертолетов: в трех километрах от деревни Новоселово обнаружены обломки самолета.

Группа спасателей на вертолетах вылетела к месту катастрофы. Не теряя надежды, пытались разыскать купола парашютов. Не нашли...

- Останки пилотов повезли в Москву в госпиталь им. Бурденко, - рассказывает космонавт Б. Волынов. - Были проведены самые тщательные исследования с использованием достижений новейшей техники. Как не кощунственна мысль о нетрезвом состоянии летчиков, но и она не осталась без внимания. Трехкратный анонимный анализ останков пилотов и их крови дали отрицательный результат. Было твердо установлено, что все - материальная часть истребителя, все его системы действовали безотказно, экипаж до последнего момента пребывал в совершенно нормальном состоянии и занимал обычное рабочее положение.

Изучались версии столкновения с другими самолетами, шаром-зондом, с птицами и т.д. Ответ был отрицательным. Что же могло случиться там, в конце концов, если все было в порядке?

Ответов не было. Очевидно одно: самолет оказался в закритическом режиме, вошел в «штопор» и пилотам не хватило 200-300 метров высоты для выхода из него, т.е. для спасения.

 

РАДИОПЕРЕГОВОРЫ

Вспоминает космонавт В. Шаталов:

- Прошли, как положено, медосмотр, затем летчики пошли в класс, где каждому экипажу уточнялись полетные задания. Обсудили задание и для Ю. Гагарина и его инструктора - командира части В. Серегина. Прошли все вместе к самолетам. Наши машины стояли рядом. Первым поднялся в переднюю кабину Юра. Сел, натянул лямки парашюта. Полковник В. Серегин поднялся на крыло, наклонился к Юре, дал последние инструкторские уточнения.

Самолет Юры заправили раньше, и он поднял руку - мол, обогнал, иду первым. Я помахал ему в ответ. Серегин уже был на месте во второй кабине. Фонарь его кабины закрыт. Юра тоже закрыл фонарь, и самолет взлетел.

Я стал вслушиваться в радиопереговоры между самолетом Гагарина и руководителем полетов. Вот Юрин голос:

- Я - 625-й. Полет в зоне закончил. Возвращаюсь на точку.

Голос спокойный, деловитый. Через некоторое время доложил:

- Высота 5200. Разрешите вход?

Голос руководителя полетов:

- Уточните высоту. Следите за высотой.

Обычный совет, деловое напоминание. И тут же в шлемофоне послышались настойчивые слова с командного пункта:

- 625-й, на связь! 625-й! Где вы находитесь? 625-й! Сообщите высоту!

625-й молчал...

 

ВЕРСИИ

По официальной версии, самолет УТИ МИГ-15 с Гагариным и Серегиным разбился 27 марта в 10.31 утра в районе деревни Новоселово в 18 км от города Киржач Владимирской области. Это случилось в условиях плохой видимости - нижняя кромка облаков была в 300 метрах над землей. Самолет вошел в штопор, чтобы вывести его, пилотам не хватило несколько секунд.

Очевидец падения самолета Гагарина-Серегина Валентин Сурков рассказывает:

- 27 марта в 8.30 утра я шел настраивать комплекс космической связи, который находился в соседнем лесочке. (В. Сурков работал на секретном предприятии). Стояла прекрасная солнечная погода. Никакой низкой облачности в помине не было. В 8.45 совершенно случайно в направлении поселка Стромынь (там еще церковь есть приметная) краем глаза увидел солнечный блик. Смотрю: летит самолет. Что, думаю, за чертовщина - это же зона, закрытая для полетов? Только потом понял, что была в том самолете и еще одна странность: у него НЕ РАБОТАЛ ДВИГАТЕЛЬ!

В полной тишине самолет-призрак на высоте примерно 800 метров пролетел на северо-восток со скоростью километров 300 в час. Он шел ровно как по струнке с заметным снижением. По памяти (а она у меня отличная), могу сказать, что снижался загадочный самолет под углом 40-43 градуса. Я наблюдал полет 30 или 40 секунд. После чего самолет, в котором я опознал учебный УТИ МИГ-15, скрылся за горизонтом.

После проверки аппаратуры, возвращаясь в гостиницу (это было уже часов в 10 утра), я заметил три вертолета. Выстроившись в линию на высоте 50 метров, они прочесывали поле. Шли от аэродрома Чкаловский... Что, думаю, за день чумовой: то самолет, то вертолеты в закрытой зоне?!

Неожиданности на этом не закончились.

В 11 часов гарнизон подняли по тревоге, посадили на два «ЗИЛа» солдат и куда-то повезли. А в полдень по радио объявили: погиб Гагарин. Машины вернулись в полвторого. Солдаты рассказали мне, что нашли самолет: он упал в торфяное болото рядом с притоком реки Мележа. Ближайшие населенные пункты - деревня Рязанцы и поселок Крутец.

На месте катастрофы осталась глубокая воронка, которую уже начала затягивать болотистая водой. На деревьях, растущих по краю болота, остались висеть листы алюминиевой обшивки. Взрыва не было, иначе я бы его услышал - просто, ударившись о деревья, самолет начал разваливаться.

По моему глубокому убеждению, в тот момент, когда я увидел самолет Гагарина - Серегина, ПИЛОТОВ УЖЕ НЕ БЫЛО В ЖИВЫХ. Не могли же они спокойно направить самолет в землю, не делая попыток выровнять машину или катапультироваться!

 

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ УДАР

Наше внимание привлекло сообщение одного из членов комиссии, следователя-эксперта МВД Игоря Кузнецова:

- 18 августа 1968 года Государственная комиссия после повторного изучения причин катастрофы самолета Гагарина - Серегина приняла заключение, которое можно сформулировать следующим образом:

- Экипаж УТИ МИГ-15 ИЗ-ЗА ИЗМЕНИВШЕЙСЯ В ПОЛЕТЕ ВОЗДУШНОЙ ОБСТАНОВКИ СОВЕРШИЛ РЕЗКИЙ МАНЕВР И СОРВАЛСЯ В ШТОПОР. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли.

Но официальное заключение 1968 года не давало ответа на многие вопросы: почему экипаж прекратил выполнение задания досрочно? Почему, согласно положению ручки управления двигателем, его обороты составляли 9-110 тыс. об/мин., что не соответствует режиму вывода из штопора? Почему варианты траектории движения самолета, принятые комиссией, не укладываются, несмотря на все старания специалистов, во время аварийной ситуации - 70 секунд?

- Собранные мною данные, - продолжает свой рассказ И. Кузнецов, - только через несколько лет позволили восстановить всю картину катастрофы.

Ключ к разгадке дали показания трех приборов: датчика курса ПДК-3, высотометра ВД-20, указателя высоты и перепада давления УВПД-3.

После последнего сеанса связи экипаж борта 625 на высоте четыре с небольшим тысячи метров выполнил правый разворот на 110 градусов, тем самым выйдя с курса 70 градусов на курс 180 градусов. Пробыл на нем в горизонтальном положении не менее пяти секунд (иначе датчик ПДК-3 не зафиксировал бы его), а потом резко пошел на снижение. Если принять темп разворота таким же, как при чуть ранее выполнявшихся координированных разворотах - 3 градуса в секунду, то на все эти эволюции ушло 39 секунд. Получается: время, прошедшее после последнего радиосеанса до момента удара о землю, - 8 секунд. Это практически совпадает со временем, установленным в результате расследования - семьдесят плюс-минус пять секунд.

Переход стрелки измерителя перепада давлений в область отрицательных значений происходит только при пикировании самолета С РАЗГЕРМЕТИЗИРОВАННОЙ КАБИНОЙ. Это подтверждается найденным на месте катастрофы краном вентиляции. Он оказался ОТКРЫТЫМ НА 48 ГРАДУСОВ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОЛНУЮ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЮ.

Тогда в 1968-м на это не обратили внимания, поскольку экипаж, несмотря на разгерметизацию, нормально работал на высоте 4200 метров. Однако теперь вопрос о негерметичности кабины приобретает особое значение: в негерметичной кабине давление возрастает на 8 - 9 мм рт. ст. в секунду. Такого резкого роста давления авиационная медицина не допускает.

При пикировании со скоростью 140-150 м/сек. такой рост давления медицина называет АЭРОДИНАМИЧЕСКИМ УДАРОМ. Даже у тренированного человека через 3 - 5 секунд он вызывает потерю сознания, а зачастую смерть. То есть, последние 24 - 26 секунд полета самолет Гагарина - Серегина НИКЕМ НЕ УПРАВЛЯЛСЯ.

 

ЗЛОПОЛУЧНЫЙ КРАН

Но это противоречит выводам комиссии, которая обнаружила, что Серегин управлял или, вернее сказать, пытался управлять машиной. Кроме того, в документах расследования отмечено: рули высоты МИГа ориентированы не по воздушному потоку, как это должно было быть в случае неуправляемого полета, а отклонены на 16-18 градусов на кабрирование, то есть на вывод из пике.

Однако анализ конечных условий позволяет объяснить все эти нестыковки. Система управления рулем высоты на УТИ МИГ-15 прямая - бесбустерная. Когда летчик «берет ручку управления на себя» (на кабрирование), тяги, идущие по верхней части фюзеляжа, сдвигаются вперед, поворачивая руль. Ударившись о деревья, самолет начал резко тормозить, и массивные тяги по инерции сместились вперед, повернув руль. Поэтому и безвольно лежавшие на педалях ноги Серегина оказались плотно прижатыми к ним.

Теперь легко представить весь процесс развития аварийной ситуации на 625-м. Летчики прекратили выполнение задания потому, что увидели: стрелки указателя перепада давления на нуле, - значит, кабина разгерметизирована. Они приняли решение снизиться и возвращаться на аэродром. Поскольку на высоте 4200 м в горизонтальном положении им ничего не угрожало, Гагарин спокойно доложил, что задание выполнено, и запросил курс на базу. Получив разрешение, экипаж, скорее всего, с учетом метеоусловий, принял решение снижаться с курсом 180 градусов. Для того, чтобы контролировать курс при прохождении облачности, каждый из пилотов выставил у себя на указателе УГК-1 180 градусов под ноль.

После выхода на этот курс летчики уменьшили обороты двигателя на 9 -10 тыс. оборотов в минуту, что естественно перед снижением. Далее они энергичным маневром, на наш взгляд, в виде правого переворота пошли на пикирование. Через 3-5 секунд Гагарин и Серегин ПОТЕРЯЛИ СОЗНАНИЕ, А ВОЗМОЖНО, И ПОГИБЛИ, И МИГ ПРОДОЛЖИЛ НЕУПРАВЛЯЕМОЕ ПАДЕНИЕ. Как бы то ни было, можно смело считать: пилоты погибли не при ударе о землю, а в тот момент, КОГДА ПОТЕРЯЛИ СОЗНАНИЕ. При лавинообразном повышении давления в кабине ни один из них уже не мог прийти в себя.

Значит, ПРИЧИНА ГИБЕЛИ СОСТОЯЛА В ТОМ, ЧТО Ю. ГАГАРИН НЕ ЗАКРЫЛ КРАН ВЕНТИЛЯЦИИ В СВОЕЙ КАБИНЕ, А ПОТОМ ЕЩЕ И ПОШЕЛ НА СНИЖЕНИЕ С НЕДОПУСТИМО БОЛЬШОЙ СКОРОСТЬЮ. Но даже если приоткрытый кран на совести первого космонавта, то в полете он вел себя согласно инструкции, которая гласит: «в случае разгерметизации кабины необходимо экстренное снижение».

В своем заключении следователь-эксперт МВД Игорь Кузнецов, подводя итоги, записал: «Причиной катастрофы все-таки следует считать РОКОВОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ и малоизученных в то время факторов, совокупность которых и привела к трагическому финалу».

Валерий ПОЗДНЯКОВ

(«Однако, жизнь!» № 05/2010 год)

 



Яндекс.Метрика \clip_filelist.xml" />



Яндекс.Метрика