навигатор

Творчество моих друзей

Время прихода М.С. Горбачева к руководству СССР в 1985 году было явно временем второй оттепели. Первая была при смене Сталина на Хрущева, но продолжалась недолго – начавшись с опубликования «Одного дня Ивана Денисовича», которым А.И. Солженицын потряс мир, а закончилась чем и положено – разгоном манежной выставки современных художников. И весь комизм этого противостояния состоял в том, что один из главных гонимых того времени Эрнст Неизвестный по истечении какого-то времени был скульптором памятника Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Время примирило всех со всеми.

Так вот во второй части оттепели, которая, как и положено, закончилась очередным крахом – развалом страны, державшей в страхе непредсказуемости своего поведения весь мир (впрочем, как и наш главный оппонент – США), было создано несколько культовых фильмов, один из которых грузинского производства под названием «Покаяние». Он рассказывал о трагической судьбе людей, живших в период сталинской «охоты на ведьм» (конец тридцатых годов), а «ведьмами», как оказалось, было без малого полстраны, когда любой честный человек был готов к тому, что этой ночью его заберут из дома, и заберут навсегда. Еще Николай Бердяев, тонко понимавший основу подобного поведения вождя, писал: «Человек, в котором нетерпимость дошла до каления, фанатизма, подобен ревнивцу, всюду видящему одно: лишь измену, лишь предательство, лишь нарушение верности единому. Он подозрителен, мнителен, всюду открывает заговоры против излюбленной идеи, против предмета своей веры и любви».

И финальный диалог фильма звучит так: «…Скажите, эта дорога приведет к храму? Это улица Варлама? Не эта улица ведет к храму. Тогда зачем она нужна?».

Казалось бы, невинный диалог, а какая силища заложена в последнем предложении – тогда зачем она нужна эта дорога, не ведущая к храму.

Прошло почти полвека со времени ухода Сталина из жизни, и уже создаются мифы о его особой роли (неземной), в которой он совершил великие дела, очищая нацию от плевел - непригодных людей и народов (холопов). Так хочется этим просветителям указать на изречения философа Древнего Рима Сенеки, уже в те годы начала новой эры предвидевшего подобное: «Насколько лучше было бы постараться искоренить зло нашей собственной эпохи, нежели прославлять в глазах потомства дурные дела прежних! Насколько лучше было бы восхвалять дела природы, нежели опустошительные набеги какого-нибудь Филиппа или Александра и других, которые, сделавшись знаменитыми благодаря бедствиям народов, были не меньшими бичами человечества, чем наводнения, опустошающие целые страны, или пожар, поглощающий множество живых существ».

Однако вернемся к поиску той дороги, которая ведет к храму. Только давайте определимся в иносказательности слова «храм», ибо место молящихся людей это не всегда то место, в котором открывается душа человека. Истинный храм всегда внутри нас.

У Александра Коротынского есть песня под названием обсуждаемой нами темы «Храм»:

Не верь чужим словам,

Коль скажут: «Все пройдет!».

Из тех, кто видит храм,

Не всяк в него войдет.

Пусть наша жизнь как бег

По разным этажам,

Но каждый человек

Свой выбор сделал сам.

Почему же люди, живущие и жившие тысячелетия, так и не смогли найти настоящей дороги, которая обязана привести к личному храму, храму любви, мира и справедливости, почему? Все по той же причине – они все время ходят не по тем дорогам. И если это не та дорога, тогда зачем она нужна.

«Узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят его. Немногие находят его, потому что большинство идет по широкому пути, по тому, по которому идут все. А настоящий путь – узкий, только на одного человека. И для того чтобы найти его, надо идти не с толпой, а за теми одинокими людьми: Буддой, Конфуцием, Сократом, Христом, которые сами для себя и для нас всех один за другим прокладывали одну и ту же узкую дорогу» (Люси Малори, американская писательница и философ XIX века).

Оказывается, Большая Жизнь оставила для нас только одну дорогу, на которой мы не способны совершать глобальных ошибок. Так жизнь всех, без исключения, поколений людских – это сплошные войны, заговоры, свержения одних монархов другими, и сплошные страдания, страдания. Страдания либо по причинам агрессии, либо по причинам поморов, которые и являлись результатами негативного мышления и поведения человечества. Но все-таки короли дрались за свои короны, сокровища, власть, одержимость гордыни. Но ведь они дрались не своими руками - за их глупые и непонятные простому люду идеи дрался этот самый люд, убивая себе подобных, не имеющих ни малейшего отношения к коронам, сокровищам и власти. Как понять эти непонятности? Чтобы их понять, надо опять спрашивать самого себя – если эта дорога не ведет к храму, то почему я должен по ней идти?

Все напасти жизни проистекают только от одного – нет, не от неумения найти дорогу, а от неразумения, что ее надо искать, и что все остальные дороги, ведущие от храма в сторону, ведут к страданиям, бедам, недоразумениям. Мудрые (Блаз Паскаль) говорили: «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его – эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его – эти люди разумны, но еще несчастливы».

Так почему многомиллиардная армия жителей Земли, зная, что они несчастны по какой-то непонятной им причине, неразумения остаются такими из жизни в жизнь? Злую шутку со всеми нами сыграла свобода выбора или свободная воля, данная нам свыше. Просто мы все – и те, которые жили до нас и при нас, так и не поняли, что это на самом деле ловушка. Мы все бросались врассыпную, занятые самыми важными, на наш взгляд, делами – улучшением своего материального положения, не пренебрегая при этом никакими доступными методами и средствами.

Все дело и вся сложность жизни в том, чтобы, живя внешней жизнью, оставаться на той узкой тропе, по которой прошли все великие Пророки, святые и мудрецы. По-иному она еще называется волей Бога. И есть только один способ, как выбраться из этой ловушки – отказаться от собственной свободной воли и возвратить ее Тому, Кто и наделил ею нас.

Так, быть может, церковные храмы способны отвратить нас от безумия и сделать счастливыми людьми? «Да, заблуждения и несогласия людей в вере от самолюбия, - убеждал ученик Конфуция. – Что с Солнцем, то же и с Богом. Каждому человеку хочется, чтобы у него был свой особенный Бог или, по крайней мере, Бог его родной земли. Каждый народ хочет заключить в своем храме Того, Кого не может объять весь мир.

И может ли какой храм сравниться с тем, который Сам Бог построил для того, чтобы соединить в нем всех людей в одно исповедание и одну веру?

Все человеческие храмы сделаны по образцу этого храма – мира Божия. Во всех храмах есть купола, есть своды, светильники, образа, надписи, книги законов, жертвы, алтари и жрецы. В каком храме есть такая купель, как океан, такой свод, какой свод небесный, такие светильники, каковы солнце, луна и звезды, такие образа, каковы живые, любящие и помогающие друг другу люди? Где надписи о благости Бога, столь же понятные, как те благодеяния, которые повсюду рассеяны Богом для счастья людей? Где та книга законов, столь ясная каждому, как та, написанная в его сердце? Где жертвы, подобные тем жертвам самоотречения, которые любящие люди приносят своим ближним? И где алтарь, подобный сердцу доброго человека, на котором Сам Бог принимает жертву?

Чем выше будет понимать человек Бога, тем лучше он будет знать Его, а чем лучше будет знать он Бога, тем больше будет приближаться к Нему, подражать Его благости, милосердию и любви к людям. И потому пусть тот, который видит весь свет солнца, наполняющий мир, пусть тот не осуждает и не презирает того суеверного человека, который в своем идоле видит только один луч того же света, пусть не презирает и того неверующего, который ослеп и вовсе не видит света».

Нынешнее время – это время, в котором сам народ пытается создать третью оттепель (чему отчаянно сопротивляется власть). И то одна сторона, и особенно другая сторона власти, прибегают к запрещенным приемам – завинчиванию гаек. Но как бы не взорвался этот котел с людскими страстями.

Скажите, а эта дорога приведет к храму? Это улица Варлама? Не эта улица ведет к храму? Тогда зачем она нужна...

Василий СКАКУН

Яндекс.Метрика