навигатор

Творчество моих друзей

«Клоун - это не профессия, это - мировоззрение».

Л. Енгибаров

engibarovОн выступает на арене. Что-то получается, что-то, естественно, не очень. Публика смеется - значит, принимает. Однако как это получилось - объяснить трудно. Тем более трудно самому клоуну объяснить себе, почему НЕ получилось: и одной ситуации подчас оказывается слишком мало, чтобы найти эту ошибку. Но, тем не менее, мы, рядовые зрители, со временем можем забыть какие-то конкретные трюки этого клоуна, да вот почему-то помним, как он ходил, поворачивался, улыбался, корчил рожи (или, напротив, ставил брови домиком а-ля Пьеро), - и находим в этом что-то очень забавное и близкое нам. То есть для нас клоун - это всегда символ смеха...

Последний аккорд репризы «Медали»: уходя, артист приподнимал шляпу, откуда приветственно звенели медали - заслуженные медали Леонида Енгибарова...

«В каждом из нас, даже если мы в этом не сознаемся, живет мечта о сказке, в которой возможны полет без пропеллеров и турбин, где вещи подчиняются людям, а не наоборот, где смех вдребезги разбивает серость, ординарность и скуку. У этой сказки много названий, и одно из них - цирк». - Так писал о цирке замечательный Мастер смешного Леонид Енгибаров (даты жизни: 1935 - 1972), человек, за свою короткую, но весьма яркую жизнь полностью уверовавший, что у него - самая романтическая из всех существующих профессий!

И, возможно, поэтому (плюс несомненный талант от Бога, поразительнейшее трудолюбие и изобретательность, неподдельные доброта и любовь к людям!) он до сих пор считается одним из лучших клоунов нашего времени, чье влияние было воистину неописуемо.

В нем одновременно сочетались трогательная беззащитность и фантастическая мощь, глубочайший трагизм и щемящая нежность. А зрители - все равно смеялись. И любили...

«Найдите сегодня такого!..»

...В репризе «Скрипка» клоун пробует играть на скрипке и, сделав несколько неосторожных движений, ломает инструмент... Для Енгибарова сломанная скрипка - это действительно горе, безвозвратная гибель чего-то прекрасного. И еще - чувство вины. И вот он прижимает к груди сломанную скрипку и... уносит ее как больного ребенка. В этот момент никто в зале не смеялся: молча уходит клоун - молчит зритель...

Непривычно? Не по-клоунски? А в этом-то как раз и был весь Енгибаров, чей образ сам предполагал неординарные решения любой темы. Для клоуна, считал он, важен не спасительный сюжет, за который в случае малейшего промаха можно смело зацепиться опять, а - передача человеческого состояния.

И Енгибаров играл исключительно внутренние размышления, что, естественно, не укладывалось в привычные рамки цирковых традиций. Поэтому и успех: его репризы моментально и надолго запоминались зрителями...

«Меня иногда называют в рецензиях «клоун с осенью в сердце», - писал Леонид Георгиевич. - Это, возможно, вызвано тем, что в моем репертуаре есть несколько интермедий, где мой герой грустит. Я уверен, что для клоуна здесь нет противоречия: Чарли блестяще доказал в своих фильмах, что смешное нередко соседствует с печальным. Но поскольку грустное в цирке встречается редко, оно более заметно».

Он выбрал себе роль клоуна-поэта, и именно в шестидесятые годы поэты его поколения уверенно заявили о себе: те же Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина, Окуджава.

А Леонид Енгибаров впервые заставил говорить о себе, как о талантливом неординарном клоуне, остро чувствующем поэтический воздух того времени, чтобы выразить эту поэзию времени в собственных репризах. «Все, что он делал на арене, можно записать стихами», - так о нем отзывались.

Но еще раньше знаменитый Пикассо в одном из интервью так просто и признался, что он рисует мир таким, каким его мыслит. Леонид Енгибаров, в свою очередь, действительно старался показать не реальный мир, а тот, который у него в сердце...

Артист постоянно читал, ходил на выставки, слушал музыку, общался, писал лирические новеллы и одно время даже утверждал, что клоунада, дескать, всего лишь хобби, а писательская работа - главное. Правда, в другой период он более уверенно говорил, что дело всей его жизни - пантомима. Он мечтал сыграть в театре Сирано де Бержерака...

 

Яндекс.Метрика